Происходит дальнейшее развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций. Малыш смотрит на мир широко открытыми глазами, его первые впечатления от тех или иных предметов и действий могут оказать большое влияние не только на формирование условных рефлексов, личного «опыта», но и на развитие зрения. Старайтесь создавать вокруг малыша спокойную цветовую гамму, избегая кричащих красных, оранжевых, ярко-желтых тонов и предпочитая голубой, розовый, бледно-зеленый. Регулируйте естественный свет и электрическое освещение, так как для возбудимых детей они могут быть слишком сильными раздражителями. В той комнате, где находится малыш, не следует включать телевизор. В крайнем случае телевизор можно поставить в удаленной части комнаты, отгороженной от ребенка. Это более физиологично и не влияет на зрение, хотя в последнее время за рубежом появились специальные передачи для самых маленьких. Шестимесячный ребенок хорошо отличает своих от чужих, улыбается при виде близких, выражает свое отношение к присутствию посторонних — радость или пугливость, нежелание вступать в контакт. Под звуки веселой мелодии ребенок оживленно двигает ручками и ножками. В этом возрасте можно проверить, как он слышит, встав позади него на расстоянии 1,5 м и гремя погремушкой. Конец первого полугодия жизни является подготовительным этапом к активной речи. Ребенок обычно уже хорошо лепечет, произносит слоги «ма», «ба», «па» и др. Следует активно вырабатывать у него подражание звукам, слогам. Мать должна находиться в поле зрения малыша, чтобы он не только слышал ее голос и обращал внимание на тон речи, но и видел шевеление губ, жесты. Нужно побуждать ребенка к повторению произнесенных звуков. Душевная, ласковая «беседа» формирует эмоциональный отклик малыша, развивает способность к подражанию и пониманию речи. Важно ответить на ребячий лепет. Малыш очень тонко чувствует дух доброжелательности, любви, оптимизма, царящий в семье, и чтобы он сам вырос жизнерадостным, нужно побуждать его к самостоятельности, активным действиям.