В конце первого полугодия начинает расширяться эмоциональная сфера ребенка. От элементарных переживаний, связанных со сном и бодрствованием, удовлетворением чувства голода и жажды, раздражающим действием света, звука, температуры, малыш переходит к ощущениям, возникающим в результате общения с окружающими людьми, в первую очередь с родителями. К этому времени он хорошо гулит, реагирует на эмоциональный тон матери или других взрослых. Создаются условия для понимания речи. В связи с этим мать должна чаще разговаривать с ребенком, разнообразить звуковые оттенки речи, жесты, обращать внимание ребенка на связь предмета со словом, его обозначающим. Необходимо, чтобы малыш хорошо видел предмет, название которого произносится. С самого рождения у ребенка нужно воспитывать любознательность и активную познавательную деятельность. Малыш чаще реагирует на яркие, движущиеся предметы со звуковым сопровождением. Это необходимо использовать для развития активных ориентировочных реакций. В 5-месячном возрасте отрабатываются основные движения и ориентировка предметов в пространстве. Ребенок тянется к яркому предмету, уверенно берет игрушку в руки, вначале двумя, а затем одной рукой, ощупывая ее, перемещает в пространстве. Игрушки, предназначенные для детей этого возраста, способствуют развитию двигательных умений, совершенствованию тактильной чувствительности, познанию пространства. По ним можно оценивать нервно-психическое развитие ребенка. Ребенку в возрасте от 5 до 7 мес нужны различные игрушки: погремушка с длинной (10—15 см) ручкой для развития хватательных движений; яркая устойчивая игрушка (неваляшка, кукла) для создания положительного эмоционального тонуса; игрушка резиновая или полиэтиленовая озвученная для развития движений мелких мышц рук; мяч для отрабатывания умения действовать с предметом. Уделяйте как можно больше внимания своему ребенку. Ответный детский лепет, счастливая улыбка, тянущиеся к вам руки не только делают родителей счастливыми, но совершенно необходимы для правильного нервно-психического развития маленького гражданина. Сенсорный голод (недостаток впечатлений) ведет к задержке развития. Психологи доказали, что дети, выросшие в обстановке любви, отличаются целеустремленностью, уверенностью в себе и уравновешенностью. Им легче адаптироваться в сложной жизненной обстановке.