К концу первого года зрительные и слуховые дифференцировки ребенка
становятся более тонкими. Дети хорошо отличают контрастные по внешнему
виду игрушки: куклу от собаки, часы от кошки и др.; по-разному
реагируют на различный темп музыки: под плясовую оживленно двигаются, к
спокойной прислушиваются. У детей этого возраста увеличивается интерес
к окружающему — к детям, животным, игрушкам. Особенно их интересует все
движущееся и звучащее. Как и в более младшем возрасте, дети проявляют
повышенный интерес к взрослым; в то же время усиливается избирательное
отношение к ним: они начинают выделять тех, кто больше занимается с
ними, проявляет больше заботы.
При появлении близкого человека ребенок оживляется, смеется; если на
него не обращают внимания, начинает сердиться, выражать неудовольствие.
К незнакомым людям дети в этом возрасте относятся с опасением: рассматривают их, в ответ на обращение могут расплакаться.
В этом возрасте ребенок не любит: оставаться один в комнате, когда
взрослые уходят (прекращает игру и начинает плакать), изменения
обстановки, оставаться с незнакомыми людьми. Дети становятся более
эмоциональными, все большее значение приобретает развитие активной речи
ребенка и понимание им речи взрослого. Для увеличения количества
понимаемых ребенком слов нужно постоянно показывать ему и называть
различные предметы и действия. К концу первого года ребенок может
усвоить имена окружающих взрослых и детей, названия животных, предметов
и игрушек.
Для ребенка двенадцати месяцев слова взрослого начинают приобретать
«обобщенный» характер. Ребенок может по просьбе взрослого принести
знакомую игрушку, отличив ее по внешнему виду (например, мишку
резинового и мягкого, плюшевого).
К одному году ребенок произносит 10—12 простых слов, например, «мама»,
«папа», «баба», «дядя», «дай», «кс-кс», «ав-ав» и др. Отдельные звуки и
слова, подкрепленные жестом и мимикой, начинают служить ребенку
средством общения с окружающими.
При виде пищи ребенок начинает настойчиво произносить «ам-ам», при виде
игрушки, которую он хочет получить, говорит «дай-дай» и протягивает
руку.