К концу 4-го месяца продолжительность урока составляет 40— 45 мин;
приводим примерный план одного урока, рассчитанного на вторую половину
обучения на 4-м месяце жизни.
На пеленальном столе: массаж 4 мин, отдых 1 мин, гимнастические упражнения — 8 мин.
Упражнения в ванне делают в следующем порядке.
Проводки в положении на спине — прямая, по кругу, восьмеркой — 4 раза по 2 мин с перерывом для отдыха 30 с.
Поддерживать ребенка можно только пальцами, причем во второй половине
каждой серии проводок взрослый то и дело на несколько секунд отнимает
свою руку от головы ребенка, оставляя его без поддержки.
Проводки на груди с поддержкой одной рукой взрослого («дугой», «ковшом») — 2 раза по 2 мин с перерывом для отдыха 1 мин.
Перерыв для отдыха. Взрослый поддерживает ребенка в вертикальном
положении одной рукой, а другой поливает его голову теплой водой из
кувшина, а затем из лейки — 2 мин. Такой «дождик» подготавливает
ребенка к задержке дыхания и погружению, стимулирует движения ногами.
Погружения с головой под воду из положения на груди — 6 раз по 4—5 с с перерывами 15—20 с.
Движения ногами в положении на спине — 6 раз по 20 движений вниз — вверх, имитирующих кроль, с перерывами 20—30 с.
Скольжения в положении на спине — 4 раза по 6—8 толчков. После
каждого скольжения перерыв для отдыха — 20—30 с (ребенок самостоятельно
держится на воде или взрослый проводит его, поддерживая рукой).
Движения ногами в положении на груди, имитирующие кроль,— 6 раз по
20 движений с перерывом для отдыха после каждой серии по 20—30 с.
Проводки на груди с поддержкой одной рукой взрослого («дугой», «ковшом») — 3 раза по 2 мин с перерывами для отдыха 1 мин.
Отдых в вертикальном положении с поддержкой одной рукой. Само собой
разумеется, что движения ногами в упражнении 5 и 7 могут быть заменены
другим вариантом, оптимальным для вашего ребенка, например,
соответствующим стилю брасс.
К концу 4-го месяца, кроме способности самостоятельно держаться на воде
в положении на спине 2—3 мин, ребенок умеет сохранять в течение 2 мин
горизонтальное положение при беспрерывной проводке на груди с помощью
одной руки взрослого, на протяжении 1 мин с помощью взрослого 3 раза
погружаться под воду на 5 с. Это отличный результат. Однако выполнение
таких нормативных тестов хотя и желательно, но необязательно.
Торопиться, проявлять нетерпение ни в коем случае нельзя. То, чему не
успел научиться ребенок, он при вашем настойчивом желании и терпении
освоит в следующие месяцы.
Взрослый должен позаботиться о том, чтобы во время занятия у ребенка не
возникало неприятных ощущений. Маленький пловец пугается, если по
недосмотру родителей вода стала холодной или, наоборот, слишком
горячей. В течение урока необходимо 2—3 раза термометром проверять
температуру воды. Поводом для страха может стать раздражение слизистых
оболочек глаз, если вода в ванне окажется перехлорированной или
чуть-чуть мыльной.
Занятия по обучению ребенка плаванию требуют от взрослого
сосредоточенности. Но их нельзя проводить в полном молчании.
Разговаривайте с ребенком, мягко подбадривайте, поощряйте его,
повторяя." «Хорошо! Плыви, плыви, маленький, какой у нас ловкий малыш.
Какой молодец! Как он любит воду!» Такое общение успокаивает ребенка,
радует его, укрепляет привязанность к взрослому.
Хорошо, если во время урока звучит тихая, мелодичная музыка. Опустите в
воду несколько ярких игрушек. Атмосфера занятий должна быть
непринужденной, радостной. Урок плавания — удовольствие и для малыша, и
для взрослого.