Для правильного физического и психического развития нужно обеспечить ребенка соответствующими возрасту игрушками, достаточной площадью для движения. Большое значение для ребенка имеет общение со взрослыми, развитие разных умений и способностей, способствующее поддержанию радостного настроения. Если ребенок в период бодрствования находится в манеже, нужно разложить в нем в разных местах игрушки (погремушки, цветные шарики и кубики, колокольчики, игрушки-животные, куклы и т. д.), однако не более 1—2 игрушек одновременно. Игрушки следует периодически менять, так как ребенок перестает на них реагировать. Нужно приучать ребенка к самостоятельной деятельности в чередовании с общением со взрослыми и играми-занятиями. В результате такого воспитания ребенок привыкает сам активно играть, совершенствует и укрепляет умения, которым обучили его взрослые на седьмом-восьмом месяце жизни. Для того чтобы ребенок рос спокойным, уравновешенным, нужно создать соответствующую обстановку, чтобы он мог слышать речь взрослых, прислушиваться к звукам собственного голоса. В период бодрствования нужно следить, чтобы ребенок был в чистой и сухой одежде, не охлаждался и не перегревался. Это важно не только для его здоровья и нормального самочувствия, но и для состояния нервной системы. Внимательно наблюдая за состоянием ребенка, при первых признаках переутомления укладывайте его спать. Игры-занятия с ребенком девятимесячного возраста должны носить эмоциональный характер и сопровождаться ласковыми словами. Цель их — сформировать у малыша новые умения, которыми он не может овладеть сам. Ребенку нужны уже более разнообразные и сложные игрушки, которые можно складывать, раскладывать, катать и др. Примерный перечень игрушек, развивающих у детей активность: погремушки, цветные шарики, кубики, дощечки, естественный материал (листья, цветы) (сенсорная активность); каталки, коляски, тележки, машины (моторная активность); куклы, домашние и дикие животные и др. (эмоциональная активность) ; предметы быта, фигурки доктора, повара, пионера, школьника (подражательная активность), складные матрешки, пирамиды, грибки и т. д. (исследовательская активность); строительный материал — кубики (строительная активность). Однако еще раз напомним, что ребенку игрушки надо давать не сразу все, а по 1—2. Ребенок, не способный к сосредоточению, легко возбудимый, поддающийся мгновенному действию любого раздражителя, при большом количестве игрушек бросается от одной к другой, не используя должным образом ни одной, не вкладывая ни в одну игрушку всего, что он мог бы вложить, не получая от нее всего, что она могла бы ему дать. После прогулки ребенку не следует давать игрушки, побуждающие к движению, а после сна — побуждающие к сидению. Предоставив ребенку на выбор несколько игрушек, нужно постоянно, ненавязчиво контролировать его. Участвуя в игре, взрослый задает наводящие вопросы, показывает, как обращаться с игрушками, поощряет его действия. Возникновение у ребенка в процессе игры положительных черт характера в большой степени зависит от влияния взрослых или более старших детей. Очень важно воспитывать в ребенке умение сосредоточенно самостоятельно играть. Самостоятельность способствует развитию инициативы, творческих способностей, находчивости.