Для теплого времени года следует приобрести: ситцевые кофточки (5—6),
ситцевые (10) и трикотажные (10) ползунки, трусики (8—10), пинетки (2
пары), легкие шапочки (2—3), легкий трикотажный костюм (1). В холодное
время года ребенок нуждается в байковых кофточках (5—6) и ползунках
(10—12), кофточках из фланели (5—6), теплом шерстяном костюме (1),
шерстяных и байковых шапочках (2—3), шерстяных носках (2— 3 пары),
теплом спальном мешке (1) или пальто-мешке с капюшоном (1).
Одежда для мальчиков и девочек одинакового покроя. Для детей этого
возраста обычно шьют одежду из одноцветной ткани мягких тонов
(голубоватого, зеленоватого, бледно-розового, светло-желтого и др.).
Синтетические и искусственные ткани не применяются. Одежда должна
соответствовать росту и размеру ребенка. Недопустимы толстые швы и
рубцы, грубые завязки. Чтобы одежда была привлекательной и нарядной, ее
отделывают яркой тесьмой, кружевами, однако чрезмерно увлекаться этим
не следует. Можно использовать ткани с простым рисунком.
В летнее время удобны ползунки из хлопчатобумажного трикотажа, в
холодное — из трикотажа с начесом. В этом возрасте распашонка
заменяется рубашкой, летом — батистовой или из легкой хлопчатобумажной
ткани, зимой — байковой или пикейной. Легкая рубашка может быть с
короткими или длинными рукавами, зимняя — только с длинными. Спереди
рубашка застегивается на пуговицы, что позволяет легко ее снять и
надеть. В этом возрасте можно уже надевать трусики.
Для прогулок в зимнее время и сна на свежем воздухе в холодные дни
можно использовать спальные мешки, пальто-мешки, куртки-мешки и т. п.
Благодаря их покрою все тело ребенка, за исключением лица, надежно
защищено от холода теплоизоляционным материалом (шерстью, пухом,
ватином). Спальные мешки и подобные им виды одежды застегиваются на
«молнию» или на пуговицы.
На голову ребенка надевают вязаную шерстяную шапочку на подкладке,
плотно прилегающую к голове, и завязывают под подбородком тесемки. В
зимнее время вместо шапочки можно пользоваться утепленным капюшоном,
который хорошо защищает и шею. Капюшон желательно прикреплять к
спальному мешку не наглухо, а при помощи пуговиц, чтобы не ограничивать
движения головы.
Одевать и раздевать ребенка нужно терпеливо и осторожно, следя за
индивидуальной реакцией. Матери не следует проявлять раздражение, а тем
более кричать, если что-то сразу не получается. Хорошо уподобить
одевание игре, когда ребенок уже может включаться в этот процесс,
сознательно реагировать на него. Одевание и раздевание должны вызывать
у ребенка положительные эмоции, сопровождаться речевым контактом,
развивать у ребенка эстетические чувства, воспитывать аккуратность,
опрятность, чистоплотность. Кроме того, у ребенка вырабатывается
положительное отношение к установленному режиму, так как
процедура одевания связана с приемом пищи, прогулками на открытом
воздухе, подготовкой ко сну и т. д. Не следует отвлекать ребенка
игрушкой или сладостями, потому что в дальнейшем он будет требовать
развлечений.
Трудно дать конкретные рекомендации, как следует одевать ребенка для
прогулки зимой или летом, весной или осенью, дома или в купе вагона, в
прохладном или жарко натопленном помещении, когда он здоров или болен.
В связи с тем, что у грудного ребенка несовершенна терморегуляция, он
одинаково легко и перегревается, и переохлаждается. Стремление
некоторых родителей уберечь детей от простуды (охлаждения) нередко
приводит к тому, что ребенка одевают слишком тепло, а перегревшийся
ребенок более подвержен простудным заболеваниям, чем малыш, находящийся
в состоянии «температурного комфорта».
При чрезмерном укутывании ухудшается самочувствие ребенка, он вырастает
изнеженным, с пониженной сопротивляемостью ко многим болезням. Однако
недопустима и слишком легкая одежда, не защищающая ребенка от
охлаждения. Дети грудного возраста в случае переохлаждения часто болеют
воспалением легких, бронхитами. Некоторые дети предрасположены к
простудным заболеваниям. С вопросом, как лучше одеть грудного ребенка,
нужно обратиться к участковому врачу-педиатру.