В комплекс оздоровительных мероприятий для детей первого года жизни у
нас в стране и во многих зарубежных странах все чаше включают плавание.
Это очень полезный вид физического воспитания ребенка, начиная с
первого месяца жизни. Плавание способствует совершенствованию
двигательных способностей ребенка, его гармоничному развитию, оказывает
общеукрепляющее действие на детский организм, повышает устойчивость
ребенка к различным неблагоприятным факторам окружающей среды. Дети,
обученные плаванию, реже болеют.Если у вас
нет возможности обучать ребенка плаванию в специальных детских
бассейнах, вы можете воспользоваться рекомендациями по обучению
плаванию в домашних условиях.
Напоминаем, что обучение плаванию
ребенка можно начать только с разрешения участкового педиатра. Лучше
начинать занятия с трех-недельного возраста, когда дети легче усваивают
необходимые навыки, к тому же рано начатое плавание очень полезно как
закаливающая процедура. Прежде чем приступить к занятиям, нужно
решить, кто из взрослых будет обучать малыша, а кто следить по часам за
продолжительностью занятий, помогать в выполнении сложных упражнений. Непосредственно
перед занятием взрослый принимает душ, затем каждый раз тщательно моет
ванну. Вода в ванне должна быть абсолютно чистой, перед занятием не
забудьте также проветрить ванную комнату. Приступать к занятиям с ребенком можно после того, когда вы сначала на
кукле на столике и в ванне освоите плавательные упражнения —
покачивание, проводку, погружение, предварительно научившись различным
способам поддержки ребенка в воде. Итак, приступаем к занятиям, осваиваем поддержки.
Поддержка "солдатиком"
Взрослый и ребенок в ванне. Ладонью левой руки взрослый поддерживает голову лежащего на спине поперек ванны ребенка, а правой сверху обхватывает его в области таза
Поддержка "подводной подушкой"
Взрослый сидит в ванне, вытянув ноги, ребенок лежит на спине над ним,
занимая продольное положение. Ладони взрослого соединены мизинцами
внутрь, большими пальцами кнаружи, образуя широкое и гибкое ложе
(«подводную подушку») для ребенка. Голова малыша слегка приподнимается
предплечьями взрослого и затылком упирается в его грудь.
Поддержка "скользящая"
Эта поддержка может быть «скользящей»: на первых занятиях ладони
взрослого подводятся под бедра ребенка, на последующих —занятиях под
таз, затем — под спину и наконец — только под затылок. Побуждая ребенка выполнять движения ногами, взрослый охватывает бедра ребенка так, чтобы большие пальцы были сверху
Поддержка "двойным замком в положении на спине и на груди"
Взрослый стоит в наклоненном положении над ванной, его ладони под
спиной ребенка, который лежит затылком к взрослому. Большими пальцами
рук, как замком, он обхватывает плечи ребенка (рис.25) . Взрослый в
том же положении, его ладони под грудью ребенка, а большие пальцы
сверху захватывают часть спины. Ребенок лежит на груди лицом к
взрослому. Подбородок ребенка поддерживается запястьями взрослого (рис.
26) .
Поддержка "ложкой"
Взрослый в том же положении, ладонью одной руки, сложенной «ложкой»
(рис.27) , поддерживает затылок лежащего на спине ребенка. Со временем
можно поддерживать ребенка растопыренными пальцами, затем кончиками 2—3
пальцев (рис. 28)
Поддержка для отдыха в полу вертикальном положении
Взрослый сидит в ванне, его левая рука согнута в локтевом суставе
под прямым углом и почти прижата к телу. Ребенка помещают как бы
полусидя на предплечье, спиной и затылком он опирается на грудь и плечо
взрослого. Свободной правой рукой взрослый поливает голову ребенка
теплой водой (рис.29) .
Поддержка для отдыха в вертикальном положении
Взрослый стоит в наклоненном положении над ванной, левой ладонью с
растопыренными пальцами обхватывает грудь ребенка, правой —
поддерживает затылок ребенка. Тело ребенка переводят в вертикальное
положение и слегка наваливают на левую ладонь взрослого так, чтобы его
большой палец поддерживал подбородок малыша (рис.30).
Поддержка "дугой" в положении ребенка на груди
И взрослый в том же положении смыкает четыре пальца левой руки и
оттягивает ее большой палец. На образовавшийся изгиб («дугу»)
укладывается и слегка приподнимается подбородок ребенка. Правой рукой
взрослый поддерживает его под животом (рис. 31).
Покачивание
Взрослый сидит в ванне и, опираясь спиной о ее короткий борт,
вытягивает ноги. Помощник осторожно передает ему ребенка. В положении
ребенка на спине взрослый выполняет три варианта покачивания. Первый: поддерживая ребенка «солдатиком», переводят его из
горизонтального в полу вертикальное положение и обратно — медленно,
быстрее, быстро. Второй: покачивание вниз — вверх, поддерживая ребенка способом «подводная подушка» с боковым захватом бедер. Третий: поддерживая ребенка «двойным замком», боковые вращательные
покачивания с постепенно увеличивающимся размахом до перевода ребенка в
положение на боку. Все упражнения выполняют без перерывов по 1,5—2 мин с последующим отдыхом до 1 мин. Такие же покачивания и с той же продолжительностью нужно выполнять и в
положении ребенка на груди, поддерживая его «двойным замком». Покачивать ребенка начинают уже на 1—2-м занятии — это способствует развитию «чувства воды». На 3—5-м занятии покачивания в положении на груди чередуются с
покачиваниями на спине, а также с проводками, т. е. с горизонтальным
продвижением по поверхности воды тела ребенка за счет легкого усилия
взрослого.
Проводки
Взрослый и ребенок в ванне. Прямая проводка ребенка в положении на спине до противоположного конца ванны и обратно. Вначале поддерживаем ребенка «солдатиком», на последующих занятиях
можно применить другие способы поддержки. Выполняют без перерыва по 2
мин, за один урок по 3—4 раза, чередуя с покачиваниями и с минутными
интервалами для отдыха в полу вертикальном положении (на руке
взрослого). Прямые проводки (вперед — назад и обратно) делают и в положении ребенка
на груди, поддерживая его «двойным замком». Продолжительность 2 мин. Начиная с 6—7-го занятия, взрослый стоит рядом с ванной. Поочередно
выполняют различные проводки: головой вперед в положении на спине и на
груди с поддержкой ребенка двумя руками («двойным замком»). Ребенка
проводят вдоль ванны, по кругу, восьмеркой. После 10-го занятия
проводка усложняется. Активно скользить по воде ребенку помогает
толчковый рефлекс. Как проверить, есть ли у малыша этот рефлекс? Во
время проводки в положении на спине доводят ребенка до правого края
ванны, затем взрослый, поворачивая малыша, приближает его к самому
бортику ванны, до отказа согнув ноги в коленях и тазобедренных
суставах, и, установив пятки на стенку ванны, на несколько секунд
прекращает свое усилие. Ребенок должен сам оттолкнуться от стенки ванны
и слегка скользить по поверхности воды. Если он не делает этого,
взрослый легким усилием прижимает ребенка к стенке, побуждая его
оттолкнуться (рис. 32), затем продолжает проводку к левому краю ванны и
там повторяет свои действия, но в обратном направлении. Такие
проводки с поворотами делают в течение 2—3 мин, затем ребенок 1 мин
отдыхает и упражнения повторяют. За одно занятие проводки с поворотами
делают 2—3 раза, чередуя с простыми проводками (прямыми, по кругу,
восьмеркой). Если в течение недели ребенок не научился отталкиваться
от стенки ванны, упражнения с толчками прекращают. С 15—16-го занятия
проводку на спине выполняют с поддержкой ребенка «ложкой» — только
правой рукой. На 20—25-м занятии различные виды проводок на спине
выполняют с еще более облегченной поддержкой кончиками пальцев. С
15—16-го занятия проводки в положении на груди выполняют при поддержке
ребенка одной рукой («дугой»). Начиная с 16-го занятия,
продолжительность проводки в одном положении ребенка (на спине или на
груди) постепенно увеличивают и к 25-му доводят до 4 мин. После
минутного отдыха положение меняют.
Погружение
Погружения в грудном возрасте основаны на наличии у новорожденного
дыхательного рефлекса — врожденной способности к задержке дыхания.
Погружения стимулируют активные плавательные движения ногами и руками,
поддерживают врожденную способность к задержке дыхания, прививают
малышу бесстрашие, привычку к воде. Готовить ребенка к погружению
начинают с 20-го занятия. Делают это так: во время проводки на груди с
поддержкой «дугой» голову ребенка нужно частично (до уровня носа)
погружать под воду, вначале на 1 с, потом на 2, 3, 4 с. Если в течение
2—3 занятий ребенок легко справляется с этим упражнением, то на 23—25-м
занятии можно проделать следующее. Ребенка поддерживают в воде в
вертикальном положении. Взрослый громко считает: «Раз, два, три» (с
акцентом на «три»), и тут же произносит: «Ныряй»! По этой команде
взрослый погружает ребенка под воду. Вначале до уровня носа — несколько раз по 4—5 с, затем до уровня глаз —
3 раза; первый — на 3 с, второй — на 4 с, и третий — на 5 с с
перерывами 6—8 с. В течение одного занятия можно проделать не больше
5—6 погружений. После 20—25 занятий обязательно покажите ребенка участковому педиатру,
расскажите ему о процессе обучения и только в случае разрешения
продолжайте занятия. Занимаясь горизонтальными проводками, давайте ребенку отдохнуть в
полувертикальном и вертикальном положении, так как однотипность
упражнений быстро утомляет ребенка и он начинает капризничать. Следите
за тем, чтобы во время проводки ребенок занимал строго горизонтальное
положение и был полностью (за исключением лица) погружен в воду. После
2—4 мин упражнений ребенок должен 1—2 мин отдохнуть. Количество упражнений и продолжительность занятий произвольно
увеличивать нельзя. Первые занятия можно проводить через день, затем
подряд 3—5 занятий и один день отдыха. Ребенка погружают под воду
только из положения на животе. Ни в коем случае не погружайте под воду
плачущего ребенка: плавание должно приносить ребенку только радость.
|