Занятия массажем и гимнастикой рекомендуется начинать с 1,5-месячного возраста. Это связано с физиологическими особенностями ребенка — выходом из периода новорожденности, улучшением реакции кожи на механические воздействия, а также определенной зрелостью нервной системы, развитием зрительной и слуховой сосредоточенности. В первые месяцы жизни малыша очень важно вызвать перед занятием «комплекс оживления». На втором месяце жизни еще сохраняется повышенный тонус мышц рук и ног, определяются некоторые врожденные рефлексы, поэтому проводят только поглаживающий массаж и отдельные рефлекторные движения, возникающие в ответ на специальные раздражения, вызывающие проявление врожденных рефлексов — подошвенный, ножной, спинной и др. 1. Массаж рук — поглаживание. 2. Массаж живота — поглаживание. 3. Массаж ног — поглаживание. 4. Выкладывание на живот (феномен ползания). 5. Вызывание слухового, зрительного сосредоточения из положения на спине. 6. Массаж спины — поглаживание. 7. Рефлекторное ползание на животе. 8. Рефлекторное разгибание позвоночника (спинной рефлекс). 9. Массаж стопы — поглаживание. 10. Рефлекторное упражнение для стоп — сгибание и разгибание пальцев ног (подошвенный рефлекс). 11. Рефлекторное ползание на спине. 12. Сгибание и разгибание ног в тазобедренных и коленных суставах, вращение в тазобедренных суставах. 1. Массаж рук — поглаживание. Положить ребенка на спину ногами к себе. Вложить свой большой палец в его правую руку и, таким образом придерживая ее, поглаживать внутреннюю, затем наружную поверхность от кисти к плечу, 8—10 раз. Аналогичным образом массировать другую руку . 2. Массаж живота — поглаживание. Ладонью правой руки по ходу часовой стрелки поглаживают живот, минуя область печени (правая подреберная область), 8—10 раз. Затем правой рукой сверху вниз поглаживают левую половину живота, одновременно левой рукой — правую снизу вверх, 6—8 раз. Массаж живота способствует отхождению газов, улучшению сокращения кишок и укреплению мышц брюшного пресса . 3. Массаж ног — поглаживание. Одной рукой поддерживая ногу ребенка за нижнюю часть голени и за стопу, ладонью другой руки поглаживают по наружной и задней стороне голени и бедра по направлению к паху, 8—10 раз . 4. Выкладывание на живот (феномен ползания). Ребенка кладут па живот так, чтобы его руки находились перед грудной клеткой, голова слегка повернута в сторону. В таком положении ребенок поднимает и удерживает голову. При выполнении упражнения укрепляются мышцы спины . 5. Вызывание слухового, зрительного сосредоточения из положения на спине. Фиксируют ноги ребенка одной рукой, яркой озвученной игрушкой стараются вызвать зрительное и слуховое сосредоточение. Снижением игрушки вправо, влево можно вызвать поворот головы п соответствующую сторону . (>. Массаж спины — поглаживание. Двумя руками тыльной стороной ладоней поглаживают длинные мышцы спины от ягодицы к голове . 7. Рефлекторное ползание на животе. Ребенок из положения лежа на животе на руке взрослого полусогнутыми ногами отталкивается от другой руки взрослого. Упражнение укрепляет мышцы туловища и разгибателей ног . 8. Рефлекторное разгибание позвоночника (спинной рефлекс). Ребенок лежит на боку. Слегка нажимая двумя пальцами, проводят ими вдоль позвоночника от крестца к шее. В ответ на это раздражение ребенок прогибает спину вперед. Упражнение выполняется по одному разу в положении ребенка на правом и левом боку. Укрепляет мышцы спины . 9. Массаж стопы — поглаживание. Положить ребенка на спину ногами к себе. Ногу ребенка берут за голень одной рукой, тыльной стороной пальцев другой руки поглаживает подошву от пальцев к пяткам и обратно, 10—12 раз. 10. Рефлекторное упражнение для стоп — сгибание и разгибание пальцев ног (подошвенный рефлекс). Ногу лежащего на спине ребенка захватывают чуть выше голеностопного сустава, указательным пальцем другой руки слегка надавливают у основания пальцев на кожу и мышцы подошвы ребенка таким образом, чтобы вызвать сгибание пальцев, 6 раз. Упражнение способствует укреплению стопы и пальцев ног . 11. Рефлекторное ползание на спине. Ребенок, лежа на спине на ладони взрослого, полусогнутыми ногами отталкивается от нее . 12. Сгибание и разгибание ног в тазобедренных и коленных суставах, вращение в тазобедренных суставах. Пассивные упражнения для ног выполняются с 2-месячного возраста. Взрослый обхватывает руками обе ноги ребенка немного выше голеностопных суставов, попеременно сгибает и разгибает их в коленном и тазобедренном суставах. Ребенок лежит на спине ногами к переднему краю стола. Обхватив руками внизу голени соединенных полусогнутых ног ребенка, взрослый, не разъединяя их, производит в медленном темпе круговые движения в тазобедренных суставах (2—3 раза в каждую сторону) . Упражнение укрепляет мышцы, развивает гибкость и подвижность поясничной части позвоночника и тазобедренных суставов. Ребенок лежит на спине ногами к переднему краю стола. Обхватив руками снизу голени соединенных выпрямленных ног ребенка, взрослый сгибает их в коленных и тазобедренных суставах до прикосновения бедер к животу. Далее, осторожно разводя ноги в стороны, опускает их вниз до исходного положения. Повторяют 2—3 раза, а затем 2—3 раза в обратном порядке: вначале слегка разводят .ноги ребенка в стороны, затем сгибают их до прикосновения бедер к животу, соединяют и опускают. Упражнение укрепляет мышцы тазового дна и связочного аппарата тазобедренных суставов.