В рефлекторных упражнениях используются движения, протекающие по типу безусловных рефлексов и возникающие непосредственно в ответ на раздражения кожно-мышечного и нервного аппарата. Рефлексы могут быть защитно-оборонительного характера (поворот или поднимание головы в положении лежа на животе в первые недели жизни). Различают также рефлексы положения (позы), расположения частей тела (в первые 6 мес жизни характерно отклонение головы в сторону корригирования, т. е. в положении на животе — назад, на спине — вперед, на левом боку — вправо, на правом боку — влево) и пищевой. Отдельные рефлексы сохраняются в течение определенного времени (феномен ползания до 2,5—3 мес), другие — на протяжении всей жизни (спинной кожный рефлекс — разгибание спины при прикосновении к коже в области позвоночника). Пассивно-активные движения (например, присаживание при подтягивании за руки, за кисти; стояние при поддерживании под мышки и т. д.) ребенок выполняет самостоятельно только частично.